Седация в современной стоматологии

Седация (англ. sedation: успокоение) – это вызванное применением медикаментов состояние психоэмоционального и физического покоя. Этим состоянием можно управлять - от уровня легкой успокоенности до поверхностного сна.

В стоматологии на современном этапе седация является новой медицинской технологией, позволяющей пациенту спокойно переносить либо длительные хирургические вмешательства, либо наиболее травматичные из них.

Другими показаниями к проведению седации являются выраженная стоматофобия и повышенный рвотный рефлекс. Ранее такие пациенты отказывались от посещения стоматолога.

Как и любое медицинское вмешательство, седация имеет противопоказания к применению. Это большинство хронических заболеваний тяжелой степени с высоким операционно-анестезиологическим риском, беременность, аллергия к применяемым медикаментам, алкогольное или наркотическое опьянение.

Осложнения возможны: это аллергические реакции различной тяжести, нарушения дыхания, снижение артериального давления, тошнота и рвота.

Хочется отметить, что частота этих осложнений на порядок реже, чем при проведении общей анестезии.

Вопрос- ответ

Как проходит процедура?

Седацию проводит только врач анестезиолог-реаниматолог имеющий опыт амбулаторной анестезиологии. Различают пероральную (прием лекарств через рот), ингаляционную (вдыхание) и внутривенную методики седации. У детей чаще применяют первые две, у взрослых – последнюю.

Седация применяется у детей примерно с 3-х лет, когда возможен контакт и сотрудничество с ребенком. Ограничением у пожилых является 70 лет, но в каждом конкретном случае решает врач анестезиолог-реаниматолог и хирург совместно в зависимости от сопутствующих заболеваний.

Сначала врач анестезиолог, на основе результатов проведенных лабораторных исследований, подробно опрашивает и осматривает пациента.

Затем, при отсутствии противопоказаний, в вену устанавливается катетер, через который на протяжении всей манипуляции вводится препарат.

Сначала у пациента появляется комфортное сонное, отстраненное состояние, проходит страх. Затем анестезиолог изменяет уровень седации от легкого (если этап операции спокойный) до глубокого (если выполняются травматичные и болезненные воздействия).

Несмотря на то, что пациент выполняет команды врача, открывает и закрывает рот, поворачивает голову, после седации в памяти пациента практически ничего не остается. Этот эффект называется антероградной амнезией.

После процедуры

Пробуждение происходит через несколько минут. Через час пациента можно отпускать домой в сопровождении близких. Седация в стоматологии нашла широкое применение благодаря появлению в последние 10-20 лет современных препаратов для анестезиологии с минимумом побочных эффектов, возможностью управлять глубиной седации во время операции, и быстрым окончанием действия препарата.

Массово седация в стоматологии стала применяться в последние 5-8 лет.

Современная седация имеет значительные преимущества перед стандартной анестезией.

При седации применяются только седативные препараты и гипнотики (вызывающие медикаментозный сон) и поэтому риск осложнений существенно ниже.

Быстрое и легкое пробуждение пациента, крайне редко бывают головокружение, тошнота или рвота (часть препаратов обладает противорвотным действием).

Возможность выписаться домой в день операции.